Восточная экзотика

Отвезем их с почестью, на санях-розвальнях, крытых коврами и полостью медве­жьей, на тройке с бубенцами и с колокольчиком. После ужина к крыльцу подали тройку с плетеным коробом на розвальнях, обтянутым пушистыми мехами, но послы отказались ехать в санях.

Василий Ян. Батый

Как по лесу тёмному Малая Медведица Вперевалку по небу идёт. Снег крупчатый мелется, Шаль твоя метелится, Свадебные сани у ворот. Эти сани-розвальни За тобою посланы, Эта ночь таится у дверей, И дорожки звёздные Тебе в ноги посланы, Полумесяц в гривах у коней. Если сани заняты, Если села в сани ты, Значит, пронесёмся мы с тобой По морозной наледи, По метельной замяти, По дороге жизни молодой. [1]

При походах в высокоширотные зоны, при невозможности использования собак, участники экспедиций волокут сани с грузом своими силами. В обиходе сани — отличное средство развлечения в зимнее время; катание с гор на санях в одиночку, парами или даже группами - любимый вид зимних забав для детей и даже взрослых. Известны финские сани, конструкция которых предусматривает сиденье для одного пассажира (или место для груза), другой толкает сани ногами и катится, вставая на длинные полозья.

В Финляндии в зимний сезон туристам активно предлагается катание на фин­ских санях. Имеет место санный спорт, который включен в категории олимпийс­кий видов спорта. Санный спорт - скоростной спуск по подготовленной ледяной трассе.


В современности волокуши изготовляются и используются по назначению в хозяйстве, в том числе и для туристских целей. В зимнее время предлагается
путешествие на санях-розвальнях по тайге и льду оз. Байкал. По пути оста­новки в интересных местах, домах рыбаков, у горячих источников и ледяных пещер. Продолжительность экскурсии: 7-8 часов. Период проведения: 20 декабря - 31 марта.

К моменту изобретения колеса[2] носилки, сани и волокуши были усовершенс­твованы в повозку, которую катили возчики. Широкое распространение такой вид перевозки пассажиров получил на Востоке, в частности в Японии (дзинрикися), Китае, Индии и других странах Юго-Восточной Азии — обобщенно их называют рикшами. Специальные возницы — рикши — катят повозку с сидящим в крес­ле пассажиром. Повозка имеет удобное сиденье, тент для защиты от непогоды. Рикша способен пробежать, толкая перед собой повозку, несколько километров и доставить пассажира в требуемое место. В настоящее время этот способ перевоз­ки - восточная экзотика[3].



[1] 1971 г. Перевёл с мансийского А. Поперечный

Колесо известно людям более 3000 лет. Считается, что колесо было изобретено древними шумерами. Колесо до открытия Америки европейцами, т. е. доколумбовых времен, индейцам и иным народам американских континентов было неизвестно. Колеса стали основой повозок с одной или двумя осями для перевозки грузов. Сначала тележку катил человек, затем он использовал в качестве тягловой силы животных (ослов, лошадей, быков, верблюдов). Лишь древние римляне усовершенствовали повозку устройством поворотной передней оси для лучшего маневрирования. Постепенно повозка превратилась в карету, для уменьшения тряски и демпфирования ударов при езде были применены рессоры. Для перевозки большого количества пассажиров была применена удлиненная двухосная телега с крытым тентом. Первые описания такой телеги имеются в Италии в XIV веке BC, историки считают, что именно эта конструкция стала прародителем современного вагона или автобуса.

Противная идеологии советского человека.

 
Создание сайта
Продвижение сайта